|
Алексей Кунин
КОМАНДИРОВКА С "ТЕРЕМА" НА "ВЕНУ"
(Прим. ред.: "Вена" - соседи нашего "Терема", станция системы тропосферной магистральной связи "Север", располагавшаяся в Якутии; к Войскам ПВО страны эта система не относилась )
Призывался я из Новосибирска осенью 1983 года. Предварительно прошёл обучение в ДОСААФ по специальности оператора РЛС. Нужно сказать, что к радиотехнике я всегда относился с интересом и до призыва отучился год в радиотехникуме. Что было принято на заметку покупателями и по приезду в в/ч 51947 «Терем», ещё находясь в карантине, я был направлен стажироваться на должность механика РРС Р-404 для замены уходящему домой дембелю.
Станция была несложная и работала вполне сносно. Второй комплект от неё был установлен на «Вене», откуда наши каналы уже расходились в нужных направлениях. На «Вене» был прикомандирован воин Жора Захаров, который в случае необходимости вызывался нами по телефону и приходил в ТЗ для устранения проблем. Проблемы возникали не часто, а потому Жоре было скучно, и иногда он даже просился сам в наряд по роте. Так мы прослужили до весны 1984 года, когда Жора отслужил год и стал расслабляться. В Жатай за водой ездила водовозка. У неё в бочке было два отсека. В один из них клали доску, на которую садился Жора и ехал в гости к подруге. Другим рейсом он незаметно залазил в пустой отсек и ехал обратно. Всё было просто. Но не могло продолжаться бесконечно. Ребята из дежурной смены его конечно прикрывали во время отсутствия и сами проверяли каналы, но среди руководства стали назревать вопросы: почему Жора так долго приходит из роты на своё место? Почему вместо него пытаются отвечать другие? И вот в начале осени, в очередное Жорино отсутствие, станция остановилась. Начальство недоумевало: где он есть? Почему не переходит на резервные блоки? Была вызвана дежурка, взят зип, в машину сел командир роты, захватили меня и мы отправились на «Вену». Ротный просто кипел, пока туда ехал. А потому вернувшегося при нём из самохода Жору он слушать не стал, а сообщил ему, что “теперь он будет жить не на «Вене», а на гауптвахте”. С таким настроением они сели в дежурку и укатили в Марху, оставив меня в командировке.
Много удивительного было для меня поначалу по сравнению с моей частью. В той части с одной стороны не давали расслабляться офицеры, а с другой стороны была приличная дедовщина. Тут же ребята мне сразу пояснили, кому нужно козырять, кому ненужно, к кому обращаться по званию, а к кому по имени-отчеству. Удивительным было и то, что если я ночью был по каким-то делам на ТЗ и приходил вместе со сменой, то я мог спокойно ложиться отдыхать. И мне не нужно было ни на какой развод и ни на какие занятия. У нас же на «Тереме» после ночной смены всё было по распорядку: политзанятия, физо или ещё чего-нибудь и только потом 1,5 часа сна перед обедом. А ведь после обеда нужно было опять на смену до вечера! Короче дурдом.
Я стал потихоньку вникать в новую для меня жизнь. Вместе с ребятам моего призыва занимался хозяйственными работами, ходил вместе со сменой ночью на ТЗ, где привёл в порядок свою станцию и стал знакомиться с новым для меня оборудованием. Офицеры в большинстве к этому относились нормально. Один молодой лейтенант мне запомнился особо. Жалко многих фамилий уже не помню. Невысокий такой, худоватый. Так вот с ним связано несколько эпизодов.
Когда смена заступала на ночное дежурство, примерно часа в два ночи садились пить чай. Солдатам был положен паёк и ещё докупали что-нибудь, а нормальные офицеры приносили с собой обычно либо сгущёнку или другие консервы, либо что-то домашнее. И всё это совместно съедалось. Тот лейтенант не приносил на общий стол ничего. Напротив, он норовил вперёд всех схватить варёное яйцо из пайка солдата. Если ему это не удавалось, то он отходил, доставал что-то из заначки и ел отдельно. И вот кем-то из моих друзей в очередную субботу, во время уборки ТЗ, была обнаружена его заначка в виде банки кабачковой икры. Банка сразу была погружена в ведро с грязной водой от мытья пола, вынесена в лес и с комментариями дружно съедена со свежим хлебом. Хозяин банки в это время бегал красный от злости в её поисках, а все находящиеся в ТЗ и около откровенно смеялись.
Второй эпизод чуть было не закончился трагедией.
У этого лейтенанта в Жатае находилась жена, которая вскоре должна была родить. Лейтенанту утром нужно было на смену, а вечером часов в 9-10 ему вдруг захотелось её посетить. Для осуществления своего плана он выпросил у кого-то (не помню уже) мотоцикл Минск и собрался ехать в Жатай на нём. Возможно об этом Минске кто-то писал тут на сайте. На улице где-то в районе -40. Все от офицеров до солдат и я в том числе его отговаривали, но он и слышать не хотел ничего. Единственное, что удалось его убедить одеть к тёплой куртке ещё и тёплые штаны. Но сапожки он наотрез отказался менять на валенки. Завёл мотоцикл и уехал. Договорились, что по приезду он позвонит. Прошёл час. Звонка нет, позвонили сами. Его нет. Прошло ещё полчаса. Позвонили. Его нет. Дежурный по части поднимает водителя и едут на поиски. Далее из рассказа водителя.
“Едем с горы. Дорога слегка припорошена снежком и на ней очень хорошо видно след мотоцикла.. Едем-едем, вдруг видим: снег разбросан в разные стороны. Наверное он падал. Дальше опять след. Потом опять упал и дальше след мотоцикла, а рядом следы мотоциклиста пешком. Через некоторое расстояние валяется мотоцикл прямо на дороге. Загрузили его в кузов и едем дальше. Чуть было не проехали мимо этого ….. Он сидел на какой-то кочке весь в снегу и инее. Полпути до Жатая преодолел. Довезли его до дома и вернулись обратно”.
Наутро всеобщей радости и фантазии не было предела, когда из автобуса, приехавшего с офицерами из Жатая вылез в валенках наш лейтенант. У него был обморожен нос и вообще лицо, а самое главное, что он очень смешно косолапил, чем вызывал просто взрывы веселья на разводе и кучу приколов после.
По поводу звонков. С этим на «Вене» вообще никаких проблем не было. Каждую ночь просили у якутского ЛАЗа канальчик и крутили куда хотели. Обычно это была новосибирская автоматика. Несколько раз на моих глазах выделяли транзитную группу, где была полуавтоматика, но лично мне по качеству она хорошей не запомнилась. В стойке было переделанное ПВУ. Это потом уже, по возвращении на «Терем» я сделал себе такую штуку, название которой все знают и которая и сейчас сохранилась:
На «Вене» служило много интересных кадров. Один воин, служивший водителем, был какой-то странный. Как-то летом, ещё до моего приезда, замполит решил поднять свой авторитет среди личного состава и повёз солдат купаться на озеро. Так этот воин заехал на автобусе (автобус на базе ГАЗ-66) прямо в озеро по самые окна. Типа помыть захотел. И все стали оттуда выплывать. Потом автобус на верёвке пришлось тащить в часть. От вождения его отстранили и он сильно обиделся. В другой раз тот воин вывернул свечку у машины и подкинул туда гаечку. И только снятие головки помогло выяснить откуда появляется стук.
Возвращаясь к замполиту хочу отметить, что он был не-хо-ро-ший человек. И в последствии он сыграл в моей судьбе определённую роль. И произошло это довольно скоро.
В середине декабря 1984 года телефонный звонок из дома принёс радостную весть: у меня родилась дочка! Весенний приезд жены на присягу оказался результативным)) И в разговоре с земляком Сашкой Вольхиным было принято решение: обмыть событие. Сашка был мл. сержантом и ездил на бензовозе. За день иногда по два – три раза бывал в Жатае. Он и привёз водку. После отбоя мы втроём – повар, он и я, под жаренную картошку распили на кухне эту бутылку, поболтали и спокойно пришли и улеглись спать. Никто нас и не заметил бы, если не досадная случайность. Оказывается в это же время в гараже шофера тоже выпивали и у них произошёл конфликт с дежурным по части. И после того, как все уже разлеглись и уснули, он стал ходить и нюхать. И унюхал нас с Сашкой. Утром рапорт был на столе у замполита и начались разборки. Замполит пугал, что если мы не сознаемся, то зарежет Сашке объявленный отпуск. Пришлось всё мне взять на себя, но впоследствии Сашке отпуск всё-таки отменили. Было очень неудобно перед ним.
Замполит-майор просто сиял от счастья своей круглой физиономией: как же! Ведь он вскрыл такой нарыв! И в корне этого нарыва находился командировочный! И всячески меня разносил перед всеми. В оконцовке он позвонил ко мне на «Терем», поговорил с командиром и вечером я был уже там.
За время моего отсутствия в части изменилось много. Пришёл новый командир, который провозгласил борьбу с дедовщиной приоритетной. Стало появляться новое оборудование, заканчивался монтаж К-60. И тут-то мне пригодились знания, полученные на «Вене». Да и вообще это послужило поводом для выбора профессии. В сфере связи я работаю со времени увольнения из армии и вот уже через месяц будет 25 лет.
Новосибирск, 9 ноября 2010 г.Опубликовано на странице "Горизонт". Советская система тропосферной магистральной связи":http://www.trrlsever.org/SEVER/VENA/vena_story-06.html |
|