ПЕРВЫЙ КОМАНДИР
26-й МУКДЕНСКОЙ ДИВИЗИИ ПВО

 

Первым командиром Мукденского соединения ПВО стал Виктор Иванович Парамонов - лётчик-истребитель Второй Мировой войны, будущий генерал-лейтенант авиации и заместитель начальника ГШ Войск ПВО страны по боевому управлению.

Он родился 4 февраля 1917 года. В 1937 году окончил Ейское военно-морское училище лётчиков и направлен в ВВС КБФ. Службу проходил в составе 38-й и 8-й ОИАЭ, затем 5-го ИАП на самолётах И-16.
 

В 1939 году участвовал в боях на реке Халхин-Гол в составе 70-го ИАП ВВС 3абайкальского военного округа. Совершил 28 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153.

В 1939 - 1940 годах в составе 5-го ИАП ВВС КБФ принимал участие в Советско-финляндской войне. Выполнил 85 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153.

Вв время войны 1941-1945 гг., в которой он принял участие с первого дня, был штурманом 4-й эскадрильи 5-го ИАП ВВС КБФ, летал на И-16. 31 июля 1941 года звено И-16 (лётчики В.И. Парамонов, В.В. Миронычев и В.В. Шерстобитов) в районе Волосово встретили группу Ме-109, количество которой не определили, так как начался воздушный бой. В районе станции Кикерино они сбили группой один "Мессер". В атаке также принимало участие звено Як-1 из 71-го ИАП КБФ.

С февраля 1942 года был заместителем командира 13-й ОКИАЭ ( 61-я авиационная бригада ), летал на И-16 и ЛаГГ-3.

С января 1943 года - командир эскадрильи 13-го КИАП ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), летал на ЛаГГ-3. Основная задача - прикрытие и сопровождение самолётов Ил-2 из состава 7-го ШАП.

С ноября 1943 года - командир эскадрильи 12-го ИАП, летал на Як-7Б. Основная задача - прикрытие и сопровождение Ил-2 из состава 35-го ШАП.

С апреля 1944 года до окончания войны - командир 43-й раэведывательной эскадрильи 15-го ОРАП, летал на Як-9Д. Основная задача - оперативная разведка ВМБ, аэродромов и кораблей противника в интересах командования КБФ и Ленинградского фронта.

Участвовал в обороне и освобождении Ленинграда и Ленинградской области; Таллинна и Эстонии; освобождении Риги, Латвии и Литвы; защите "Дороги жизни" и Кронштадтской ВМБ; взятии Кёнигсберга, Данцига, Гдыни и других населённых пунктов. Всего выполнил 462 боевых вылета, в том числе: 16 - на штурмовку живой силы и техники противника; 179 - на сопровождение штурмовой и бомбардировочной авиации; 101 - на разведку ВМБ и кораблей противника в море. Проведя более 30 воздушных боёв, уничтожил лично и в группе около 10 самолётов противника ( по некоторым источникам - 4 лично и 3 в группе с товарищами ).

По окончании войны до конца 1948 года продолжал службу в 15-м ОРАП в должности комэска на самолётах Як-9Д и Р-63С "Кингкобра" (в городе Мамоново Калининградской области). С конца 1948 года по Ноябрь 1950 года - командир 314-го ИАП ( 9-я штурмовая авиационная дивизия ), на самолётах Як-9Д и Р-39 "Аэрокобра" ( аэродром Гарц, ГДР ). С ноября 1950 года по ноябрь 1952 года - слушатель Высших лётно-тактических курсов ВМС в Риге (самолёты Ла-11 и МиГ-15). По окончании ВЛТК был командиром 405-го ИАП ( 508-я ИАД ВВС ТОФ, аэродром Тучензы, КНР ). С июня 1953 года полк в составе 55-го ИАК ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, аэродром Цзинь-Цжоу, КНР), на самолётах МиГ-15бис.

С февраля 1954 года по июнь 1956 года - заместитель командира 303-й ИАД ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, посёлок Галенки Приморского края ), на самолётах МиГ-17. С Июня 1956 года по Июль 1958 года - командир 153-й ИАД ( 54-я Воздушная армия ВВС ДВО, затем в составе 23-го корпуса ПВО 11-й ОА ПВО ДВО, на самолётах МиГ-17. В 1958 - 1959 годах был слушателем Высших авиационных курсов Академии Генерального штаба ВС СССР.

По окончании ВАК - заместитель командира 14-го корпуса ПВО Закавказского ВО ( город Тбилиси ). С Июля 1960 года - командир 26-й дивизии ПВО 14-й ОА ПВО Забайкальского ВО ( город Иркутск ). С июля 1961 года - командир 21-го корпуса ПВО 10-й ОА ПВО Ленинградского ВО ( г. Североморск ).

С февраля 1969 года по декабрь 1970 года - специалист РВС Кубы (г. Гавана). С 1971 года по октябрь 1974 года - заместитель начальника ГШ Войск ПВО страны по боевому управлению. С Октября 1974 года - в запасе, затем в отставке.

Всего прослужил в Вооружённых Силах 39 лет, освоил 29 типов самолётов, совершил 4378 полётов с налётом 2054 часа. Из них: днём - 3926 полётов (налёт 1843 часа 46 минут); ночью - 452 полёта (налёт 210 часов 15 минут). В том числе в сложных метеоусловиях 188 часов 32 минуты.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды); медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За взятие Кёнигсберга", "За победу над Германией" и другими.

Сделать бесплатный сайт с uCoz