Владимир Яковлевич Кириличев

 

В ЗРВ 14-й ОТДЕЛЬНОЙ АРМИИ ПВО (1969-1991)

 

Родился  я 18 сентября 1948 года. Отец всю свою жизнь проработал в колхозе.  Воевал, ветеран Великой Отечественной войны, имел медали  и ордена, к сожалению, его сейчас нет в живых - умер в 1993 году. Мать всю жизнь работала в больнице - труженик тыла и заслуженный донор СССР.  После окончания 10-го класса средней школы в хуторе Зимняцком Волгоградской области я не долго раздумывал, куда пойти учиться, стал готовиться к поступлению в Энгельсское радиотехническое училище. Это решение созрело еще в девятом классе. Помню, из военкомата приехал офицер и рассказал нам, школьникам, о военных училищах, дал адрес для оформления документов и  получения направления для поступления в военное училище. Мое решение было тесно связано с радиотехникой и радиолюбительством. С 5-го класса я увлекся радио, ходил в радиокружок при школе. Собрал своими руками несколько радиоприемников. Был радиохулиганом, работал в эфире на передатчике собственной конструкции. Поэтому само название училища «радиотехническое» для меня и сыграло главную роль при выборе профессии. В 1966 году я поступил в Энгельсское радиотехническое училище, которое в этом же году переименовали в Энгельсское зенитно-ракетное училище Войск ПВО страны (ЭЗРУ). Изучали в училище ЗРК С-200, в то время он пришел как ЗРК (зенитный ракетный комплекс) дальнего действия и стал использоваться совместно с  ЗРК С-75, С-125.

Фото 1. Курсанты ЭЗРУ: Битюков, Гальчин, Кириличев

Фото 2. Молодые лейтенанты - выпускники ЭВЗРУ

В 1969 году после окончания  Энгельсского   радиотехнического  училища Войск ПВО страны получил воинское звание «лейтенант» и был направлен в город Ангарск, в/ч 25512, Иркутской дивизии ПВО страны, 14-й отдельной Армии ПВО страны, управление которой находилось тогда в Новосибирске. В Ангарской бригаде ПВО страны стояли ЗРК С-200 и ЗРК С-75. Получил я должность старшего техника индикаторных систем ЗРК С-200 во 2-м дивизионе группы ЗРДН С-200. Прослужил  год. Пережил на точке за Ангарой суровую для меня, южного человека, зиму, впервые ощутил на себе морозы - 40 градусов. Жизнь офицеров тогда была организована сурово. Семьи жили в Ангарске, а офицеры служили за Ангарой, на точке. Выезжали после выходных на службу и неделю находились на позиции, несли боевое дежурство. Летом - поездка на службу занимала часа два, до пристани - на автобусе и далее на катере через Ангару, потом километров десять на автомобиле в кузове. Зимой Ангара не замерзает, и дорога становилась длиной в 120 километров, через Иркутск на изрядно изношенном военном автобусе типа ГАЗ. В субботу часов в 15 -16 те, кто не нес дежурство,  могли выехать к семьям домой. Молодые офицеры тоже выезжали отдыхать. Они размещались в заводском общежитии Ангарска, где были неплохие условия, можно было помыться, постирать и погладить одежду... Женился я в этом же городе - Ангарске.

Фото 3. Усть-Болей Иркутской обл. Лейтенанты: Шохин, Кириличев

Солдаты служили три года, и была возможность подготовить неплохих операторов и боевые расчеты. Уже в то время старослужащие имели определенный вес среди солдат и могли или помочь офицеру, или навредить. Мне же помогали, готовили операторов себе на замену. Один случай, позорный для меня, запомнился мне на всю жизнь. Я был дежурным по части и готовился сдавать дежурство. Начал разряжать пистолет ТТ, а как дослал патрон в патронник - не знаю…, произвел непреднамеренный выстрел, да еще в сторону ленинской комнаты, где солдаты смотрели телевизор. Пуля прошла выше голов солдат, я же, молодой офицер, был очень растерян и долго не мог прийти в себя. Старослужащий сержант успокоил солдат и меня тоже, забил молотком дырку в двери, и никто не узнал об этом досадном случае. А мне - урок на всю жизнь - как не надо обращаться с оружием.

 

Жизнь у солдат была тяжелой. Не было центрального отопления в солдатских казармах и в офицерских общежитиях. Было холодно. Кочегары, назначенные из солдат, топили углем котлы неизвестного производства в каждом здании, воду в системах отопления гоняли ручными насосами. Пока скрипел насос - можно спать ночью,  как переставал, значит, кочегар заснул, и могло случиться замерзание отопительной системы, надо было вставать и идти будить солдата-кочегара. Морозы стояли зимой (1969 – 1970 гг.) до минус сорока пяти!. В 1970 году достроили котельную, новую казарму и столовую.

 

Летом 1970 года был переведен в Новосибирск, где в зенитной ракетной бригаде, в/ч 31665, начали развертывать группу ЗРДН С-200 в районе станции Мочище. К моему прибытию там была почти построена позиции ЗРДН и ТДН, ангары для техники, казарма, домик для офицеров. В 1970 году получили ЗРК С-200А, для чего съездили в Эстонию, город Тапа, где этот комплекс сняли и поставили там ЗРК С-200В. Ну а старый, С-200А, отправили вглубь страны в Новосибирск, т.е. к нам. Привезли и развернули на позиции ЗРК.

Фото 4. Ст. Мочище. Зима

 

 

Стали готовиться к выполнению боевых стрельб на полигоне. В июле 1971 года выполнили на полигоне Сары-Шаган боевые стрельбы на «отлично» и после приезда заступили на боевое дежурство. Вспоминаю - полигон на меня произвел большое впечатление. Первый боевой пуск ракет. Жара + 45, а мы в ПШ (Прим. Полушерстяное форменное обмундирование), с ремнями и в сапогах. Пыльная буря, когда сметает палатки и ничего невидно, глаза забиты пылью,  пять – десять минут и опять тихо, собираем вещи и имущество по степи. Потом привыкли.

 

В новой для меня войсковой части жизнь офицеров была сложной. Семьи жили в Новосибирске. На службу ездили на электричке до станции Мочище, потом на автомобиле в кузове, на АТС зимой (Прим. Артиллерийский тягач средний, гусеничный), когда дороги заносило снегом, по 15 человек в кабине тягача, в хорошую погоду на автобусе 10 километров. Находились на позиции ЗРК, если входили в боевой расчет, по неделе, в лучшем случае не меньше двух суток в неделю.

Фото 5. Офицеры группы ЗРДН С-200 в/ч 31665. Ст. Мочище

 

Уезжали со службы тогда, когда командир группы дивизионов давал разрешение, не раньше 18-19 часов вечера. Домой приезжал около 20 часов, с семьей проводил мало времени. Утром в 6.33 уходила электричка. Такой режим работы был на протяжении семи лет. Потом построили в Мочище пятиэтажный дом для офицеров, но всем квартир не хватило. Вступил в члены КПСС. Был избран секретарем первичной партийной организации. Вел группу политзанятий в батарее. Проводил занятия с солдатами по радиотехнике, электротехнике, математике, изучали сначала русский язык с воинами других национальностей, потом боевую технику и боевую работу.

 

В 1972 или 1973 году, точно не помню, на нашем 2-м дивизионе произошел, первый на ЗРК С-200А, непреднамеренный пуск ракеты С-200. «Генеральский эффект». Коротко расскажу об этом. Проходила инспекторская проверка Министра обороны 14-й отдельной армии ПВО страны. Бригаду тоже проверяли. Прошли проверку довольно хорошо. Последний день проверки. Секретарь Новосибирского обкома партии, председатель комиссии, свита решили посетить группу дивизионов С-200. Кавалькада черных «волг» проехала по позиции группы ЗРДН и ТДН и остановилась на стартовой позиции 2-го ЗРДН. Командир батареи подбежал, доложил о готовности. Председатель комиссии – генерал, посмотрел на учебные ракеты стоящие на подготовке и дал приказ поставить на подготовку боевые ракеты, стоящие на дежурстве. Командир батареи пытался возразить, что не положено ставить боевые ракеты  во время учений, но получил  приказ, побежал в кабину управления К-3, доложил командиру дивизиона, тот командиру группы, командир группы командиру бригады и т. д. В конце получили команду на постановку боевых  ракет на подготовку. Ракеты поставили на подготовку, одна встала - «готова», а вторая не пошла. Долго мигали лампочки, потом встряхнуло кабину К-2, где я находился с расчетом, и послышался сильный гул, потом взрыв. Ракета стартовала и упала на площадке заправки технического дивизиона, где расчет заправлял  ракету, произошел взрыв. В результате погиб водитель ТЗМ (Прим. Транспортно-заряжающая машина), солдаты расчета попрыгали в кювет с ракеты, которую заправляли, и спаслись,  была выведена из строя пусковая установка, уничтожена площадка заправки в ТДН (технический дивизион). Генерал с инфарктом попал в госпиталь. Долго разбирались комиссии разных ведомств, но так и не выяснили истинную причину непреднамеренного старта. Все было восстановлено в кратчайшие сроки. Только погибшего солдата не вернешь. Но урок всем командирам был дан. Нельзя нарушать Правила стрельбы и Наставлений никому, даже генералам.      

 

Старшим техником индикаторных систем прослужил почти пять лет, получил звание старшего лейтенанта, стал специалистом 1-го класса, потом мастером боевой квалификации.

Фото 6. Старший лейтенант Владимир Кириличев

 

Как это ни парадоксально, но второй непреднамеренный пуск ракеты С-200 произошел на том же, 2-м ЗРДН (зенитный ракетный дивизион) группы дивизионов в/ч 31665. Тоже расскажу. Случай уникальный и поучительный. Главный инженер бригады с комиссией прибыл ставить на дежурство наш дивизион. Все было нормально. Дивизион и техника - готовы. Только на одной боевой ракете обнаружили лопнувший транзитный разъем, которым подключается стартовый двигатель к ракете. Вместо того, чтобы снять ракету с боевого дежурства и отправить в технический дивизион на ремонт, главный инженер ставит дивизион на дежурство. Приказывает командиру дивизиона и командиру стартовой батареи устранить неисправность, заменить разъем на ракете, прямо на пусковой установке. Разъем быстро отпаивают и снимают. Провода помечают бумажными бирками, но уже темно,  и решают оставить до завтра, до утра. Утром обнаружили, что ветром бумажные бирки сдуло и, куда припаять на разъеме и какие провода - неизвестно. Командир батареи принимает решение искать медом «тыка». Трое суток перебирали комбинации офицеры старта и не припаяли разъем. Это случилось воскресенье. Я приехал на дежурство с командиром стартовой батареи. Сразу пошли проводить контроль функционирования техники. Я - на радиотехническую батарею, а он пошел паять разъем. Контроль функционирования провели, все исправно, я уже стал выключать технику. Вдруг кабину тряхнуло, и послышался гул и взрыв. Я выключил К-1 и К-2, выбежал наверх из укрытия. В районе стартовой позиции было все в дыму. Доложил на КП бригады. Вызвали пожарные машины, скорую. Погиб сержант стартовой батареи и тяжелые ранения получил командир стартовой батареи. Выведена из строя пусковая  установка нашего дивизиона и соседнего третьего, боевая ракета. Произошло следующее. Командир стартовой батареи начал паять провода к разъему со стремянки, сержант с другой стороны стремянки перед соплом стартового двигателя, держал подставку под  паяльник. Паяльник на 220 вольт замыкал на корпус. При пайке попало напряжение на цепь подрыва пиропатронов. Стартовый двигатель и параллельно включенный с ним второй сработали, и ракета стартовала. Но так как только два из четырех двигателей запустились, она прошла по дуге над казармой, где собрались строиться на завтрак солдаты всех дивизионов, и упала на позицию 3-го ЗРДН, повредив пусковую установку. Боевая часть не подорвалась, так как имела много степеней защиты.   Тогда сняли с должностей командира бригады и командира дивизиона, под суд отдали главного инженера бригады и командира стартовой батареи, когда тот выздоровел. Это был еще один урок, который получили все офицеры группы ЗРДН, бригады,  тяжелый урок. 

 

 В 1974 году я был назначен заместителем командира радиотехнической батареи – начальником первого отделения. В 1975 году возил технику дивизиона на ремонт, сначала в Улан-Удэ, потом для настройки в Ковылкино (Мордовия). В командировке получил звание капитана. После приезда занимались развертыванием техники, готовились к  боевым стрельбам.

 

В 1976 году был назначен  командиром радиотехнической батареи 2-го  ЗРДН С-200 в/ч 31665.

Фото 7. Ст. Мочище, 1 батарея 2 зрдн. 1976 год.

Фото 7. Боевая работа в кабине К-2. Ст. Мочище

 

В 1977 году командующий 14-й отдельной армией ПВО страны, в связи с недостаточным количеством командного состава – командиров дивизионов, организовал, при штабе армии в  Новосибирске, курсы подготовки командиров дивизионов. Меня направил командир группы дивизионов на эти курсы. Я их успешно закончил и вернулся на группу.  Прошел на группе ЗРДН С-200 в/ч 31665 службу от старшего техника до командира радиотехнической батареи и звания «капитан».

Фото 8.  Получил звание "капитан"

 

В октябре 1978 года Командующий армией назначил меня командиром 1-го  дивизиона в войсковую часть 39293 в Красноярск-45, полк ЗРК С-200, в звании капитана. Там я командовал отличным первым дивизионом ЗРК С-200В. Досрочно получил звание майора.

Фото 9. Получил звание "майор"

 

Несколько раз дивизион выполнял боевые стрельбы на полигоне Сары-Шаган и полигоне Чита.  У нас родился сын в 1978 году и дочь в 1983 году. В войсковой части жизнь солдат и офицеров была более-менее цивилизованной. Боевое дежурство мало чем отличалось от проведенных в предыдущей части и приходилось по 2-3 раза в неделю быть в составе сокращенного боевого расчета. Но офицеры имели квартиры в городе и поселке. Жены могли работать, дети учиться в школе и ходить в детский сад. Дорога в войсковую часть из города - заасфальтирована, доставляли на работу на хорошем автобусе типа ЛАЗ.

 

Военный городок благоустроен. Добротные казармы, столовая для солдат и столовая для офицеров, котельная, автопарк, склады, штаб -  везде центральное отопление.  

Фото 10. На полигоне

 

После выполнения дивизионом очередных боевых стрельб с оценкой «отлично», командир корпуса подписал документы, и мне присвоили звание «подполковник» в 1983 году.

Фото 11. Получил звание "подполковник"

 

В 1985 году был переведен в  Ангарск, в/ч 25512, командиром отдельного ЗРДН С-200В. В этом городе  родилась дочь. Условия службы отличались на точке от тех, что были ранее. Военный городок находился в 15 километрах от села  и три километра от женской тюрьмы. Семьи жили в щитовых домах, отопление от котельной было недостаточным. Топили печи дровами в холодное время. Условия жизни были сложными. Работать женам офицеров было негде. Магазин Военторга не обеспечивал продуктами и товарами в достаточной степени. Детей в школу возили в село в хорошую погоду на автобусе, зимой на УАЗе командира дивизиона или на КРАЗе – тягаче. Грудным детям удавалось привозить кефир и молоко... из женской тюрьмы. Было своё подсобное хозяйство - коровы, свиньи, что давало возможность иметь  молоко и мясо.

 

В 1986 году был переведен по семейным обстоятельствам старшим помощником начальника оперативного отдела штаба бригады. Прослужил до 1991 года и был  уволен по сокращению штатов на пенсию. Ветеран Вооруженных Сил СССР и  Войск ПВО страны. Имею 24 года выслуги и три года льготных за службу в районах Сибири и Прибайкалья.

Фото 12. Офицеры штаба в/ч 25512. 1987 г.

 

Радиолюбитель. В течение всей своей жизни и службы в армии постоянно что-то паял, подал много рационализаторских предложений. В эфире работать не мог по причине допуска к секретным  документам и к боевой технике, да и свободного времени на службе было не так много.

С 2003 года начал вплотную заниматься радио. Получил четвертую категорию. Построил передатчик по схеме «Радио-76». Через год сдал экзамены на третью категорию. Начал строить усилители ВЧ. Приобрел трансивер. Потом сдал на вторую категорию, затем и первую. В настоящее время  позывной сигнал – RD4AC,  участвую в соревнованиях, охотник за дипломами. Член Союза радиолюбителей России,  Союза радиолюбителей Вооруженных Сил и Клуба дипломированных радиолюбителей.

 

Сын и дочь с первой женой живут в Германии.  Они подарили мне по внуку. Дочь от второй жены живет в Зеленогорске Красноярского края с мужем и внучкой.

 

Перепечатка и использование данного материала разрешается только с согласия автора. Возможно, найдутся однополчане Владимира Кириличева. Пишите ему на домашний e-mail: rn4aca@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz